Fitch Ratings отмечает, что фактическое повышение налогов для российских нефтегазовых компаний с 2016 г. приведет к сокращению их операционных денежных потоков и вынудит их продолжить снижение капвложений, например, уменьшая объемы бурения на зрелых месторождениях. Это может ускорить падение добычи на наиболее выработанных месторождениях.

Принятое предложение является менее радикальным, чем первоначальный план, и не окажет влияния на рейтинги, так как у большинства российских компаний сектора леверидж остается низким, и рейтинги российских нефтегазовых компаний от Fitch обусловлены в первую очередь суверенным рейтингом.

8 октября правительство страны объявило о повышении налога на добычу полезных ископаемых («НДПИ») для Газпрома («BBB-»/прогноз «Негативный») примерно на 100 млрд. руб. (1,7 млрд. долл.) в 2016 г. Кроме того, правительство заявило, что экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты останется без изменений в 2016 г., вместо постепенного снижения для компенсации повышения НДПИ на нефть в 2015-2017 гг. В результате российские нефтяные компании в следующем году потеряют около 200 млрд. руб. (3,3 млрд. долл.). Насколько нам известно, правительство намерено снизить экспортную пошлину в 2017 г.

Это решение, судя по всему, является компромиссом между Министерством финансов, которое первоначально предлагало повысить налоги примерно на 600 млрд. руб. (10 млрд. долл.), и крупными российскими нефтегазовыми компаниями, которые сильно возражали против этого плана, отмечая, что он может привести к падению инвестиций и резкому снижению нефтедобычи.

Более высокий НДПИ для Газпрома не должен оказать влияния на кредитоспособность компании в краткосрочной перспективе, так как в 2016 г. ее EBITDA может снизиться лишь примерно на 5% относительно наших первоначальных ожиданий. Леверидж Газпрома остается низким в сравнении с сопоставимыми компаниями в мире. В то же время Газпром может быть вынужден сократить программу капвложений на 2016 г. и, возможно, замедлить реализацию новых газопроводных проектов ввиду этого, а также других сложностей коммерческого плана и с фондированием (см. сообщение «Fitch: Северный поток II увеличивает коммерческие и финансовые риски для Газпрома»/Nord Stream II Raises Gazprom's Commercial, Funding Risks от 21 сентября 2015 г.).

Для независимых производителей газа, таких как НОВАТЭК («BBB-»/прогноз «Негативный»), НДПИ останется на прежнем уровне, хотя они могут быть в небольшой степени затронуты как экспортеры газового конденсата и продуктов его переработки.

Влияние на российских производителей нефти будет более существенным, хотя не настолько, чтобы обусловить рейтинговые действия. По нашим оценкам, в результате данной меры у большинства интегрированных нефтяных компаний EBITDA снизится приблизительно на 7-10% при цене на нефть Brent в 55 долл./барр. Компании с более низкой долей экспорта и более высокой долей переработки и сбыта, такие как Башнефть («BB»/прогноз «Стабильный»), Газпром Нефть («BBB-»/прогноз «Негативный») и ЛУКОЙЛ («BBB-»/ прогноз «Негативный») будут менее затронуты в сравнении с Роснефтью и Татнефтью («BBB-»/прогноз «Негативный»), прибыль которых более чувствительна к изменению экспортной пошлины.

Мы полагаем, что повышение налога, скорее всего, заставит российских производителей нефти провести дополнительные сокращения своих бюджетных капитальных расходов в 2016 г. В частности, они могут продолжить сокращать эксплуатационное бурение на зрелых месторождениях, прежде всего в Западной Сибири. Некоторые крупнейшие российские компании уже сократили объемы бурения в 2015 г. (данные ЦДУ ТЭК показывают снижение на 15% в 1 полугодии 2015 г. к аналогичному периоду предыдущего года у ЛУКОЙЛа и на 7% у Газпром Нефти). Это может ускорить снижение добычи на зрелых месторождениях (см. комментарий «Падение добычи на зрелых месторождениях нефти в России будет продолжаться»/Russia's Brownfield Oil Output Faces Further Declines от 4 сентября 2014 г.). Крупнейшие нефтяные компании также могут свернуть разработку новых месторождений, на которые не распространяются налоговые послабления по экспортной пошлине. Вместе эти факторы могут остановить рост нефтедобычи в России уже в 2016 г.

Дальнейшее увеличение налогов остается риском, в особенности, если цены на нефть сохранятся на текущем уровне в течение длительного периода или снизятся. Это – одна из причин ограничения нами рейтингов российских нефтегазовых компаний суверенным рейтингом. В то же время более высокие налоги в целом менее вероятны при сценарии постепенного восстановления цен на нефть, что является нашим базовым сценарием.

>Автор дизайна A4j
Карта новостей | Карта обзоров | Карта робоновостей
Карта Сайта