Архив старых финансовых новостей
Укрепление рубля: что будет с российской экономикой?
2008-03-18 06:08:00
В понедельник, 17 марта, президент Владимир Путин попросил членов правительства внимательно присмотреться к укреплению рубля. С 18 марта курс рубля по отношению к доллару по курсу Центрального Банка составит уже 23,51. Не исключено, что в среднесрочной перспективе укрепление может достичь уровня 22,52 – 23,30. Эксперты утверждают, что ничего критичного для российской экономики пока нет. Однако риски для некоторых ее отраслей все же возрастают.
«С одной стороны, возможно, снижение сальдо торгового баланса, комментирует ситуацию руководитель банковской группы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. Ведь высокое сальдо по торговым операциям всегда было основой средней и долгосрочной устойчивости рубля. То есть сильный рубль сейчас означает, что он будет более слабым в средней и долгосрочной перспективе».
С другой стороны, по мнению эксперта, сегодняшняя ситуация может спровоцировать рост внешнего частного долга. Поэтому если этот долг будет расти такими же темпами, то в среднесрочной перспективе может пошатнуться устойчивость финансовых рынков.
Но это в будущем. А пока первые плоды укрепления национальной валюты пожинают российские производители. Во-первых, российским товарам все труднее конкурировать с импортными. Во-вторых, снижается доход от экспорта. Плюс к этому у компаний, ориентированных на внешний рынок, ускоренными темпами растут издержки. При этом неблагоприятная для российских производителей конъюнктура осложняет и другими проблемами.
«Наши производители в Европу ничего нормального поставить не могут, а в Азии, где национальная валюта не привязана к бивалютной корзине, их товар теряет конкурентоспособность, говорит главный экономист банка ТРАСТ Евгений Надоршин. – И в этом они отчасти виноваты сами. Ведь европейский рынок для них никто не закрывал. Туда поставляют свою продукцию китайцы, корейцы. Просто мы не приложили должных усилий, чтобы предложить европейскому рынку такие товары, которые бы можно было туда поставлять. Мы не заботились о соблюдении ни экологических, ни технологических норм. Да и приток нефтедолларов сформировал для обработчиков не самую благоприятную среду, но у них были возможности с этим бороться, а растущий евро предоставлял ориентиры, в каком направлении двигаться».
И все же не все так плохо, в сложившейся ситуации у российских компаний появляется возможность удешевить процесс модернизации производства. По мнению руководителя направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимира Сальникова, сейчас плюсов даже больше, нежели минусов. В России инвестиционный бум, интенсивно идет обновление основных фондов, есть возможность приобрести недорогое оборудование из Японии или США.
Однако не все так просто. Подешевевшим импортным оборудованием смогут воспользоваться не все производители. Очень многие из них модернизацией производства начинают заниматься только сейчас. И выбрали не самое удачное время. Так как во время проблем на мировых финансовых рынках деньги стало доставать гораздо сложнее.
А это высвечивает следующую проблему российской экономики – дефицит инвестиционных ресурсов. И тут уже речь идет о всеобщей экономической политике страны. Долгое время государство своеобразным образом – регулируемым курсом рубля поддерживало отечественных производителей, что, возможно, и расслабило их. Зачем думать о привлечении инвестиций для модернизации производства, если ты уверен, что твоя продукция и так будет продаваться, пусть только и на внутреннем рынке.
«Рост курса национальной валюты приводит к тому, что те отрасли, которые неконкурентоспособны, перестают существовать, отмечает директор банковского института ГУ Высшая школа экономики Василий Солодков. В развитых странах ровно так и поступают. Возьмите Европу. Евро поднялся на чудовищную высоту, но центральный банк тем не менее никак его не регулирует. Потому что как только мы начинаем регулировать, мы сохраняем все неконкурентоспособные производства».
В России обменный курс так или иначе регулируется начиная с 1994 – 1995 годов. И на то есть свои причины, так сказать особенности национального характера. Наша экономика монополизирована, от одного неконкурентного производства зависит жизнь миллионов человек. И если бы в свое время у нас исчезли все отстающие отрасли, то это породило бы огромные социальные проблемы. Ситуация не изменилась до сих пор. Поэтому Центробанк продолжает регулировать, как говорит Василий Солодков, взаимоисключающие вещи: и ставку рефинансирования, и обменный курс.
По оценкам Минэкономразвития (МЭРТ), ситуация должна измениться после 2011 года. Воплощение этого плана в жизнь описано в опубликованном на сайте МЭРТ проекте концепции долгосрочного развития концепции. На рубеже 2010-2015 годов одним из ключевых факторов макроэкономической устойчивости станет изменение платежного баланса. Быстрый рост импорта в сочетании со снижением цен на нефть и металлы уже к 2010 году может вывести торговое сальдо в зону отрицательных значений. В 2011-2020 годы, несмотря на увеличение экспорта машиностроительной продукции, рост импорта приведет к сохранению устойчивого отрицательного торгового сальдо (в 2018-2020 годах оно возрастет до $90-110 млрд или 2% ВВП). Покрытие возникающего дефицита счета текущих операций будет осуществляться за счет расширения притока иностранного капитала. Объем чистого притока капитала, по оценке МЭРТ, может возрасти в несколько раз и закрепиться на уровне в среднем не ниже 3-3,5% ВВП. Балансировка отрицательного сальдо по текущим операциям притоком капитала приведет к стабилизации уровня золотовалютных резервов. Это позволит Банку России перейти к свободному режиму плавающего курса национальной валюты.
Но это потом. А пока, по мнению Василия Солодкова, будем жить, так как живем. Если цены на нефть пойдут вниз, то проблема решится сама по себе. Давление на рубль исчезнет и интервенций, которые проводит Центробанк, не будет, соответственно не будет рублевой инфляции.
«По другому варианту, уровень цен на нефть останется таким же, наша структура экономики останется такой же, но при этом будет проблема, что как-то надо связывать эти доллары. А связать их ничем кроме интервенции нельзя. То есть та ситуация, которая сейчас», заключает эксперт.
Источник: Finam.ru