Архив старых финансовых новостей
Транспортная инфраструктура России: тише едешь, дальше не будешь…
2008-06-05 01:32:00
Нынешнее состояние российской транспортной системы в значительной степени тормозит развитие экономики страны. Понимая это, правительство намерено существенно увеличить финансирование инфраструктурных проектов. Так, согласно новой федеральной целевой программе на 2010-2015 гг. на развитие отечественной транспортной системы предполагается выделить 13 трлн руб., из них 4,7 трлн руб. из федерального бюджета. Если в этом году на развитие инфраструктуры было направлено 300 млрд руб. федеральных средств, то в 2010 транспортные инвестиции вырастут до 584 млрд руб., а в 2011 до 770 млрд руб.
План правительства РФ по развитию транспортного сектора
Покончить с бездорожьем и решить тем самым одну из извечных проблем России не только можно, но и просто стратегически необходимо, уверяет главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов, иначе активно развивающиеся альтернативные конкурентные маршруты в обход России приведут к потере доходов от обслуживания международных транзитных потоков. «Чтобы эти доходы не потерять, нужны большие вложения, и как можно скорее, ведь затраты на своевременный ремонт, как правило, меньше затрат на новое строительство», замечает эксперт.
Проблемы. Рост инфляции
Однако увеличение расходов федерального бюджета, неизбежно связанное с масштабными планами «реанимации» транспортной системы России, таит в себе сразу несколько проблем. Первая, и, пожалуй, самая болезненная дополнительное увеличение инфляции. Заявления министра финансов Алексея Кудрина, что сегодня страна может позволить себе увеличить расходы бюджета без особенных последствий, с опаской воспринимаются Международным валютным фондом и Всемирным банком. Эксперты обеих организаций указывают, как минимум, на парадоксальность ситуации, когда при одновременном увеличении бюджетных расходов Центральный банк страны пытается бороться с инфляцией с помощью процентных ставок, ужесточения денежно-кредитной политики и при этом еще держит фиксированный обменный курс.
Проблемы. Где деньги?
Парадоксальность ситуации усиливается еще и тем, что в качестве второй проблемы выступает неспособность правильно распорядиться денежными ресурсами. Результаты проверки исполнения федерального бюджета Росавтодором за 2007 год, опубликованные на днях Счетной палатой, показывают, что «исполнение расходов, направленных на развитие дорожной сети, составило 71% (109,3 млрд руб.) от бюджетных назначений». По вводу в эксплуатацию автодорог федерального значения агентство отстало от плана на 78,4%, не достроив 110,6 км дорог.
Согласно данным проверки, в прошлом году не смогли полностью освоить бюджетные средства, выделенные на дорожное строительство, Республика Коми, Усть-Ордынский и Корякский автономные округа, Калининградская и Ульяновская области. Кроме того, неиспользованными оказались 2 млрд руб., которые были перечислены в города, в том числе в Москве не освоили 629, 3 млн руб., в Ростове-на-Дону 740 млн руб., в Челябинске 335,9 млн руб., в Волгограде 201 млн руб.
Тем временем в рамках новой федеральной целевой программы только на строительство дорог в регионах правительство планирует выделить 440 млрд руб. Сразу же встает ряд закономерных вопросов зачем увеличивать бюджет на развитие инфраструктуры, если он все равно не исполняется, и каким образом власти собираются решить проблему надлежащего исполнения бюджета?
Частно-государственное партнерство
Счетная палата объясняет все недостатком контроля в субъектах РФ и предлагает его усилить. С проблемой контроля одновременно всплывает другая, если верить Владимиру Путину, труднорешаемая, а потому практически извечная проблема коррупция, как на федеральном, так и на региональном уровне. По словам, ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, коррупционная составляющая в инфраструктурных проектах, финансируемых государством, доходит до 25% от их стоимости. Помочь сократить столь вопиющие цифры могут частные инвесторы, но они, как замечает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ, «придут только при наличии четких и понятных правил игры, о которых пока говорить рано». Сегодня в области частно-государственного партнерства в решении инфраструктурных проблем страны делаются лишь отдельные шаги. Так, например, в ближайшей перспективе должен осуществиться переход на систему долгосрочных контрактов с частниками (на 3-12 лет) на ремонт дорог и их содержание. Будет происходить поэтапное создание устойчивых долгосрочных источников финансирования дорожного хозяйства, использующих принцип «пользователь платит».
И все же, полной гарантии, что в условиях усиленного контроля все средства будут потрачены не напрасно, конечно же, нет. Остается лишь надежда на то, что по большей части бюджет будет применен с пользой, а она, как известно, умирает последней.
Источник: Finam.ru